• Воспоминания - домашний ПК БК0010-01

    Году так в 1990-м, когда мне было 13 лет, я стал уламывать родителей на покупку домашнего бытового компьютера. Назывался он БК0010-01 и представлял собой солидного размера клавиатуру и набор проводов.



    Помню тот знаменательный день, когда, придя из школы, я обнаружил у себя на столе коробку с долгожданным БК. Радости моей не было предела. Конечно, я сразу же кинулся подключать его к телевизору. К слову, телевизор у меня был такой:



    Ничего из этого не вышло, так как, хоть с компьютером и шел "антенный" кабель, но ни на одном канале я картинки не увидел. Лишь воткнув провод в гнездо ДМВ, можно было различить какие-то символы на экране. Таким образом, компьютер лежал в коробке примерно месяц, пока, наконец-то, к нам не пришел телемастер и не впаял декодер, после чего я смог работать на компьютере. Конечно, в черно-белых тонах.

    Программы для БК записывались на аудиокассеты. Загружал я их с помощью вот такого магнитофона:



    Игр было много. Писались они энтузиастами, фанатами своего дела. На всю жизнь запомнилась серия игр талантливого программиста Бориса Бортника. Такие шедевры, как SLIRISFLASSE,TOORUN, подарили немало положительных эмоций. Вот, кстати, видео прохождения одной из этих игр:


    Стоит отметить, что в черно-белом варианте все смотрелось гораздо приятнее, чем в цвете.

    В компьютер был "зашит" Бейсик. Еще в комплекте с ним шел блок памяти, в котором был язык программирования Фокал.

    В середине 90-х программисты стали "передирать" игровые ресурсы со "Спектрума". Тогда появились клоны спекковских игр, таких, как "Возвращение джедая", а также Бортниковские "Супермен" и "Перевал", которые представляли из себя хаки таких игр на спеке, как "Dan Dare" и "Freddy Hardest", но являлись "жемчужиной" БК-шных игр. Вот, кстати, видео геймплея:



    Но самой крутой игрой для меня была и останется игра "Непобедимый". Это космическая леталка с видом из кабины. Помню, как выпрашивал ее у друга, который был жопошником и делился всем крайне неохотно.

    Однажды я зашел в магазин, торгующий электроникой, и увидел БКшку с музыкальным сопроцессором, подключенную к телевизору. На ней была запущена демка "Lyra II Megademo", содранная со "Спектрума". Вот это было круто.

    Жаль, что на этом история советских домашних компьютеров заканчивается. После развала СССР отечественное производство и "мозги" программистов правительству стали не нужны. Зато появилось очень много торгашей и лавочников. Свою БК я продал какому-то студенту, но до сих пор вспоминаю о ней с теплотой. Этот компьютер был той самой первой ступенькой, с которой я начал свое восхождение по лестнице освоения электроники и обучения программированию. И, думаю, у многих моих ровесников невольно сжимается сердце, когда они слышат такие названия игр, как "Boulder Dash", "Kings Valley", "Десантник", "Didai", "Flasse", "Toorun", "Sliris"...

    Блин, пока писал, проностальгировался весь :) Пойду качать эмулятор.



  • Воспоминания - программируемый калькулятор МК-52

    В данном цикле статей хотелось бы вспомнить, во что мы, дети, родившиеся в конце 70-х, играли в юности.  У меня есть очень много воспоминаний, которыми можно поделиться.

    Мой, так сказать, игровой стаж начался не с компьютера, и даже не с приставки, а с программируемого калькулятора "Электроника МК-52". Вот он, красавец:



    Фотка взята из википедии, но у меня дома лежит такой же раритет в коробочке со всеми инструкциями.

    Для начала расскажу, что же из себя представляет программируемый калькулятор.

    Работает он от 4х пальчиковых батареек или от сети 220Вт.

    Позволяет совершать с числами гораздо больше математических операций, чем обычный калькулятор. Если приглядитесь к кнопкам, то это можно увидеть - на каждой кнопке зашито до 3х функций. Переключаться между ними можно с помощью двух "шифтов" - синим и желтым. Этакие аналоги нынешней кнопки "func" на ноутбуках.
    Чтобы выполнить какое-то действие, нужно проделать последовательность, не характерную для стандартных калькуляторов. Скажем, нам нужно выполнить действие 2+2. На обычном калькуляторе мы нажали бы "2", "+", "2", "=". Здесь мы должны нажать "2", "Ввод", "2", "+". Для непосвященных было очень сложно привыкнуть :).
    Для хранения чисел, получаемых в процессе расчетов, было предусмотрено несколько ячеек памяти (не одна, как в стандартном кальке).

    Но, самое главное - на нем можно было писать настоящие программы для расчетов каких-нибудь сложных функций. Сколько шагов поддерживала программа, я не помню, но довольно много. В ней можно было использовать функции, присущие многим языкам программирования - циклы, условия, переход на определенную строку программы, промежуточный вывод результатов и т.д. Когда позже, в институте, я делал курсовой проект по проектированию кулачка распредвала, этот калькулятор очень мне помог.

    И самое вкусное - на нем можно было писать игры! Конечно, нужно отстраниться от графики, ибо игры были в основном, математические и логические. Скажем, одна из моих любимых - посадка на Луну. Предполагалось, что ваш космический корабль падает на поверхность Луны с известным ускорением. Есть количество топлива и скорость падения. Нужно было рассчитывать количество топлива, подаваемое в камеру сгорания, чтобы корабль не падал и не поднимался, а медленно приземлялся. Кончится топливо - каюк. Пожалеете горючку и не успеете притормозить перед поверхностью - тоже.

    Я даже нарисовал однажды на нем небольшой мультфильм, о том как кораблик летит с Земли на Луну, облетает ее несколько раз и летит обратно :) Конечно, Земля и Луна были в виде букв З и L, а корабль - это всего лишь "-", но все же... :)

    На фото показан также блок памяти, который, как картридж, можно было присоединить к калькулятору. На нем была записана куча программ для разнообразных расчетов. У меня такого не было, зато подобный блок был у друга. С ним шла пухленькая книжечка, примерно такая же, как инструкция к калькулятору. Помню, мы в этих программах ошибки исправляли и придумывали, как оптимизировать их работу и уменьшить количество шагов :) Эх, какие тогда у нас были мозги... Непрокуренные, непропитые, с огромной жаждой знаний...

    У нас были специальные тетради, где мы записывали тексты программ, разрисовывали странички либо наклеивали картинки в тему. Следили за журналами "Техника молодежи" и "Наука и жизнь", ведь там печатались новые игры и математические программы. К сожалению, не знаю, где лежит моя тетрадка, но помню, что не выбрасывал ее на помойку, поэтому, если найду, обязательно куда-нибудь выложу. Это был без преувеличения мой личный шедевр.

    Нашел в интернете такой интересный факт:

    "МК-52 действительно использовался в такой засекреченной области нашей науки, как космонавтика. Герой Советского Союза Александр Волков во время полета "Союза ТМ-7" и стыковки с орбитальной станцией "Мир" (осень 1988 — весна 1989 гг.) имел на борту космического корабля калькулятор "Электроника МК-52" с блоком астронавигационных программ на случай выхода из строя бортовых компьютеров."

    А вот тут список игр, написанных для программируемых калькуляторов. Зацените количество :)
    old.computerra.ru/blog/hundred/ancient/329078/ - вот тут довольно подробно описан процесс игры"Охота на лис". Остальные игры были примерно такого же плана. В частности, "Посадка на Луну", о которой я немного рассказал, такова: запускаем программу, несколько секунд она рассчитывает данные, потом выдает приглашение к вводу цифр. Мы можем посмотреть в регистрах памяти, какая у нас высота, какая скорость падения, сколько осталось топлива. Прикидываем, сколько нужно потратить горючки, чтобы притормозить падение и не потратить слишком много топлива, чтобы хватило на оставшийся спуск. Вводим значение, делаем продолжение программы. И так по циклу, до той поры, пока мы либо не сядем мягонько, либо не шваркнемся об землю из-за недостатка топлива или из-за того, что в моменте зажали его на спуске. Вот это вот задачка, не то что кнопки на джойстике лупить :)

    Кстати, эта игра была частью целой серии подобных игр. Эта серия освещалась в журнале"Техника молодежи" и называлась "Путь к Земле ("Кон-Тики")". Была оформлена она в виде фантастического рассказа и в каждом номере была какая-нибудь задачка по астрофизике. Посадить лунолет, рассчитать курс корабля и т.п. Безумно интересно было следить за судьбой героев рассказа, а потом на калькуляторе повторять их подвиги. Сейчас погуглил вот, и нашел отличную страничку, посвященную данной серии: slavav.ru/way_to_earth/

    У меня есть еще много чего рассказать про этот девайс и мои воспоминания о нем, которые продолжались до тех пор, пока мне не подарили на день рождения мой первый домашний компьютер... Но это был еще далеко не ПК, это был БК0010-01. Но это совсем другая история, достойная небольшой статьи. Если кому-то будут интересны мои "меморисы", то я, пожалуй, расскажу еще что-нибудь интересное.



  • Еще 2 оригинальных картриджа Famicom в моих цепких лапах!

    Всем привет!

    Вчера получил еще одну бандерольку с двумя кариками для приставки Famicom. Отдельно хотелось бы послать лучи ненависти "Почте России" с ее очередями и бабульками, которые уже в 8:10 утра, через 10 минут после открытия, в количестве 30 человек забили очередь своими платежами за квартиры и коммуналку. МЛЯ! ИДИТЕ ПЛАТИТЬ В БАНК! ОН ЭТИМИ ДЕЛАМИ ЗАВЕДУЕТ ГОРАЗДО ЭФФЕКТИВНЕЕ!!! НА "ПОЧТЕ РОССИИ" КОМПЬЮТЕРЫ НЕ ОПТИМИЗИРОВАНЫ ДЛЯ ЭТОГО! ИЗ-ЗА ЭТОГО ВЫ ОБРЕКАЕТЕ ЛЮДЕЙ В ОЧЕРЕДИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ ОТПРАВИТЬ/ПОЛУЧИТЬ ПОЧТУ НА ПОЛУТОРАЧАСОВОЕ СТОЯНИЕ!

    Ну ладно, хер с ними. Картриджи:







  • 2 оригинальных картриджа Famicom теперь в моих цепких лапах!

    Всем привет!

    Вчера, как я уже говорил в прошлой записи, получил две посылки. В одной была приставка Dendy Classic в отличном состоянии, правда, без джойстиков. А во второй - 2 оригинальных японских картриджа для приставки Famicom. Я настолько привык к стандартным желто-оранжевым коробочкам (ну иногда попадаются зеленые или черные), что был очень удивлен форме и цвету данных картриджей. Наклейка (что неудивительно) совпадает с тем, что записано на карике. На ощупь они очень приятные, и, кстати, довольно тяжелые по сравнению с китайскими аналогами. Ну-с, приступим к обзору.

    1. Dance Aerobics


    На обложке нарисованы какие-то танцующие девочки. Обратите внимание на форму картриджа и его цвет. Такой яркий нестандартный карик очень обогатит мою скромную коллекцию. А вот насчет самой игры... поиграть мне не удалось, так как для нее нужен специальный коврик, по которому и надо прыгать, заниматься гимнастикой. Коврика, естественно, мне никто не прислал. А жаль...

    2. Rolling Thunder



    Да, насчет этой игры я бы мог говорить долго. И дело не в том, что она нравилась мне в детстве. На самом деле я и не знал, что данная игра выпускалась для 8-битных консолей. Мое знакомство с ней состоялось гораздо раньше, на платформе ZX-Spectrum. Но я очень рад, что и на Денди можно в нее поиграть.



  • Ко мне приехала Dendy Classic!!!

    Вчера принес с почты две посылки. В одной из них была приставка Dendy Classic. Правда, без джойстиков, но это как-нибудь переживется, уж больно дорогие оригинальные джои у интернетовских барыг.



    Вот она, моя прелесть...


    И еще одна фотка.

    Теперь, пожалуй, собрано все, что напоминает мне о игровой стороне моего детства. Наверное, теперь переключусь на поиск редких картриджей под все эти приставки. Кстати, во второй посылке были как раз они. Но о них расскажу в следующей записи...





  • Ко мне приехала Super Nintendo!!!

    Вчера наконец-то получил на почте посылочку, а в ней...

    «Ты хочешь управлять миром – твоим миром, где каждая секунда – это борьба и скорость? В твоих руках самое совершенное оружие. Уже сегодня в магазинах Денди, по всей стране: совершенная игровая система СУПЕР НИНТЕНДО!»


    В общем, слов нет, одни эмоции. Радуюсь, как ребенок. Пойду играть, благо, что с приставкой мне прислали картридж с игрой "Принц Персии-2"!





  • Game Boy теперь всегда со мной! Новое пополнение коллекции!

    Ура! Наконец-то удалось, так сказать, "пощупать" зверька под названием Game Boy. Сколько я об этом мечтал - словами не передать. И вот, на 4-м десятке лет, я получил заветную посылочку с приставкой и 4-мя картриджами. Вот фото:


    Для тех, кому по каким-то причинам неведомо, что это такое, для тех, кто не смотрел в детстве передачи "Мир Денди" и "Денди - новая реальность", проведу краткий экскурс в историю данного чуда.





Загрузка...

Войти на сайт

Регистрация